Перейти к навигации

Социально-психологическая поддержка

Социально-психологическая поддержка

В колледже проводится социально - психологическая поддержка,  для оказания комплексной психолого–педагогической и социальной консультативной помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса,  которую осуществляет  социальный педагог и педагог - психолог.

Педагог-психолог, социальный педагог: Гурьянова Олеся Александровна

Педагог-психолог, социальный педагог: Купарева Елена Николаевна

 

Целями социально-психологической поддержки являются:

- обеспечение социально-психологических условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого обучающегося в течение всего срока обучения в среднем специальном учебном заведении;

- содействие сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса;

- содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе среднего специального учебного заведения;

- оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних; оказание комплексной социально-психологической поддержки всем субъектам образовательного процесса;

- выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социально-психологическую помощи и поддержки.

 

Задачами  социально-психологической поддержки являются:

- психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

- психологическое сопровождение социального и личностного развития обучающихся в процессе учебно-профессиональной деятельности;

-обеспечение психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи;

- участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику нарушений в поведении обучающихся;

- содействие полноценному личностному развитию обучающихся на возрастном этапе в процессе учебно-профессиональной деятельности;

- обеспечение социально-психологической помощи обучающимся, испытывающие трудности в обучении;

- изучение условий семейного воспитания обучающихся;

- оказание патронажной помощи неблагополучным малообеспеченным семьям.

 

К основным направлениям социально-психологической поддержки относятся:

 

Диагностическая работа:

- изучение индивидуальных психологических особенностей всех субъектов образовательного процесса, отслеживание развития профессионально значимых качеств и социальной зрелости обучающихся;

- проведение психолого-педагогической диагностики готовности первокурсников к обучению;

- выявление психологических причин нарушений в обучении и развитии, социальной дезадаптации обучающихся;

- выявление внутригруппового статуса и социальной роли обучающихся;

- организация различных видов социально-педагогической деятельности обучающихся и их родителей;

 

Профилактическая работа (поддержка):

- оказание психологической поддержки развития личности с целью сохранения ее индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, кураторов, медицинской службы и других специалистов;

- предупреждение возможных девиаций поведения;

- оказание психологической помощи и поддержки преподавателям и обучающимся, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;

- содействие в трудоустройстве детей-сирот;

- взаимодействие с педагогами, родительской общественностью, благотворительными и иными организациями по оказанию помощи детям и подросткам нуждающимся в социально-правовой защите;

- оказание социально-психологической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Консультирование:

- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса;

- консультирование администрации, педагогов и родителей по проблемам индивидуального развития обучающихся;

- консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

 

Организационно-методическая деятельность:

- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики с учетом особенностей личности обучающихся;

- участие в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценке их эффективности;

- обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление;

- подготовка материалов к выступлениям на советах колледжа, педсоветах;

- ведение документации.

 

В рубрике ”Советы психолога” использованы материалы современных учебников, журналов по психологии, предназначенных для студентов. Система таких материалов помогает овладевать специальными знаниями, что особенно важно для студентов, а также полезно для самостоятельного изучения.

Психология самооценки.

Стресс. Способы смягчения стресса.

Аутогенная тренировка.

Феномен подросткового возраста.

 

Психология самооценки.

Самооценка – это эмоционально окрашенная оценка самого себя, собственного поведения. С самооценки начинается самовоспитание. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности.

Однако оценить себя очень непросто. Еще труднее дать правильную оценку другому человеку. Студент получил «четверку» и радуется. Другого эта оценка расстраивает, он обижается на преподавателя, считает ее не справедливой. Самооценка зависит от многих факторов. Это и уровень развития способностей и притязаний, и средний уровень оценок в коллективе и ряд других факторов.

При самооценке юноши и мужчины на первое место ставят морально – волевые, а на второе место – двигательные качества. Девушки и женщины считают также, но они морально – волевые качества оценивают выше, чем двигательные.

Наблюдения и исследования показывают, что прерывистость, кризисность развития самооценки приходит на подростковый возраст. У них возрастает склонность к самонаблюдению, застенчивость, снижается самооценка, самоуважение. Они в большей степени переживают свои недостатки, явные или надуманные изъяны внешности.

 

Как повысить самооценку.

По совету Станкина М.И., профессора Российского нового университета, академика педагогических и социальных наук для повышения самооценки нужно следовать следующим рекомендациям:

Старайтесь находить позитивное во всем, что вы делаете. Хвалите себя за удачные действия, поступки.

Самооценка - это непрерывный процесс выбора. Мы выбираем солгать или сказать правду. Струсить или проявить мужество, победить.

Постоянно вспоминайте свои жизненные удачи и успехи.

Старайтесь становиться лучше, но не пытайтесь стать совершенным. Невозможно жить и работать без ошибок. Не делайте из ошибок катастрофу. Признавайте неудачу и исправляйте ситуацию. Старайтесь добиваться успеха в трудной задаче и хвалите себя за это и объективно оцените неудачное решение проблемы.

На самооценку большое влияние оказывает любовь к себе и признание себя. Тот, кто любит себя ведет себя увереннее. Любовь к себе, побуждает человека не заниматься самобичеванием, несбыточными мечтами, а действовать.

Стремитесь контролировать события собственной жизни.

Искренне радуйтесь, добиваясь успеха. Достижения высоких результатов благодаря трудолюбию и настойчивости заставляет поверить в собственную ценность. А как только вы поверите в это, близкие и окружающие люди поддержат вас.

Успехов!

Стресс. Способы смягчения стресса.

 

Стресс – настоящий бич нашего времени – явление неоднозначное.

По определению первооткрывателя стрессов, канадского врача Г. Силье, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Иными словами, стресс – это совокупность защитных психических и физиологических реакций организма в ответ на воздействие различных факторов. Мы рождены для жизни и поэтому приспособлены для выживания, а стресс – как раз и есть способ выживания, процесс нашей адаптации к изменениям.

Стресс вызывает в организме определенные процессы, которые позволяют мобилизовать необходимые силы организма и дать ответ возникшей угрозе. В этом смысле стресс необходим и полезен. Нет стрессовых ситуаций – нет и движения вперед.

Но если стрессы частые и сильные то они неблагоприятно сказываются на нас, и могут даже нести угрозу жизни.

Исследованиями ученых установлено, что развитие стресса характеризуется наличием трех фаз: тревоги (мобилизации), сопротивления (стадия резистентности) и истощения. Влияние каждой из этих фаз на реакцию организма на причину, вызвавшую стресс, и на сам организм различно.

Одной из главных неприятных особенностей стрессов является то, что накопленная усталость и напряжение от стрессов имеет тенденцию накапливаться в организме и таким образом различные стрессы взаимно усиливают друг друга, ускоряя наступление фазы истощения. Длительное нахождение человека в этой фазе чревато общим угнетением физиологических систем и психики, нервными срывами, болезнями и даже усилением суицидальных устремлений. Приведем перечень болезней, возникающих из-за перенесенных стрессов: повышенное кровяное давление, коронарный тромбоз, мигрень, аллергия, язвы, запоры, колиты, ревматоидные артриты, расстройство пищеварения, гипертрофия щитовидной железы, диабет, кожные заболевания, депрессия.

 

Основными источниками стресса являются:

1. Недостаток времени и чрезмерное количество дел, которые необходимо выполнить;

2. Экономические проблемы;

3. Психологи считают, что одним из источников нервного напряжения является обостряющееся чувство одиночества, покинутости, эмоциональной изоляции;

4. Измученный гонкой за успехом (или борьба за выживание), утративший душевные связи и уверенность в себе, человек оказывается в тисках стресса. Внутренне напряжение проявляется в подавленном настроении, чреватом неожиданными эмоциональными вспышками, в общем, ухудшении самочувствия.

 

Для установления степени опасности неблагоприятного воздействия стрессов полезно знать тип своей нервной деятельности, текущий уровень стрессовых нагрузок и свою способность им противостоять, т.е. оценить, насколько близко или наоборот далеко вы находитесь от фазы истощения. Распознать угрозу нервного срыва можно используя в качестве ориентиров следующую совокупность признаков:

Продолжительная, необъяснимая усталость;

Хронические головные боли, расстройство пищеварения, периодические боли в спине;

Потеря полового влечения;

Раздражительность, резкая смена настроения, депрессия. Обостренная защитная реакция;

Ощущение перегруженности в учебе, на работе, в домашних делах, нехватка времени;

Привычные дела занимают гораздо больше времени, чем раньше;

Возрастающая тенденция к перееданию;

Пересыпание;

Скука;

Падение продуктивности и снижение творческих потенция;

Нежелание и неспособность принимать решения;

Забывчивость;

Преобладание пессимизма;

Сверхчувствительность к критике;

Потеря самоуважения и др.

 

Для смягчения стрессовой ситуации можно придерживаться следующих рекомендаций:

Первым шагом в управлении стрессом от перемен является признание, а значит, осознание факта его наличия.

Определить для себя главные жизненные цели и сосредоточить свои усилия на их достижении

Сосредоточьтесь на успехе, стремитесь к улучшению;

Общение помогает не чувствовать себя одиноким и покинутым.

Постараться устранить источник стресса;

Использовать паузы для расслабления;

Создать благоприятную обстановку для отдыха, работы;

Отдыхать, больше улыбаться и смеяться;

Музыка, физическая нагрузка – способы снятия эмоционального напряжения.

 

Аутогенная тренировка.

Одним из методов обретения навыка расслабления, несомненно является аутогенная тренировка (АТ). Основные положения методики АТ можно обозначить так: умение глубоко и быстро вызвать полное расслабление мышц тела, вызывание ощущения тепла в конечностях с помощью произвольного влияния на тонус периферических сосудов; произвольная регуляция ритма сердечной деятельности; воздействие на глубину и ритм дыхания; умение вызывать чувство тепла в области живота, прохлады в области лба.

В основе АТ лежит самовнушение. В связи с этим наиболее благоприятным временем для самовнушения, естественного аутогипноза является момент после сна и перед сном. Попробуйте для начала в момент пробуждения представить себе что – нибудь очень хорошее – увидите, ваше настроение будет весь день на более высоком уровне, чем обычно. Кроме утренних и вечерних часов, АТ можно проводить до двух – трех раз в день, в зависимости от ритма и распорядка вашей жизни. Помните: чтобы достичь максимального эффекта, нужно заниматься ежедневно, независимо от самочувствия. Деятельность педагога, учебная деятельность студента – это постоянное напряжение, поэтому аутотренинг здесь может быть эффективным.

Итак, примите удобную позу, закройте глаза и расслабьтесь.

Представляем тексты аутогенной тренировки, рассчитанный на снятие эмоционального напряжения.

 

1. Я отдыхаю.

Освобождаюсь от всякого напряжения.

Расслабляюсь.

Чувствую себя свободно и легко.

Я спокойна. Я спокойна. Я спокойна.

Я ничего не ожидаю.

Освобождаюсь от скованности и напряжения.

Все тело расслаблено.

Мне легко и приятно.

Я отдыхаю.

 

2. Расслаблены мышцы правой руки,

Расслаблены мышцы плеча, предплечья.

Расслаблены мышцы кисти правой руки и пальцев.

Расслаблены мышцы левой руки.

Расслаблены мышцы плеча и предплечья.

Расслаблены мышцы кисти левой руки и пальцев.

Обе руки расслаблены.

Они лежат неподвижные и тяжелые.

Чувствую тяжесть в руках.

Приятное тепло проходит по рукам.

Тепло доходит до пальцев.

Тепло пульсирует в кончиках пальцев.

Я спокойна. Я спокойна. Я спокойна.

 

3. Все тело расслаблено.

Расслаблены мышцы спины.

Плечи опущены.

Чувствую тяжесть расслабленного тела.

Чувствую приятное тепло во всем теле.

Я спокойна. Я спокойна. Я спокойна.

 

4. Сердце бьется ровно и спокойно.

Сердце бьется ритмично.

Я уже не замечаю его биения.

Чувствую себя легко и непринужденно.

Мне приятно.

Я отдыхаю.

 

5. Я отдохнула.

Чувствую себя освеженной.

Чувствую легкость во всем теле.

Чувствую бодрость во всем теле.

Чувствую бодрость и свежесть.

Открываю глаза.

Хочется встать и действовать.

Я полна сил и бодрости (Повторить несколько раз).

В следующий раз рассмотрим другие тексты аутогенной тренировки по снятию напряжения и для борьбы с бессонницей.

 

Феномен подросткового возраста

Исторический аспект. Теории.

Единой теории, объясняющей все специфические черты данного возраста все еще нет. Все множество существующих взглядов на этот вопрос можно разделить, в соответствии с акцентами, которые они делают, на 2 группы: биологизаторская и социальная. Биологизаторские теории были особенно популярны в начале нашего столетия. В их основе лежат представления о биологической обусловленности специфики развития в подростковом возрасте. Сторонники социальных теорий считают, что наибольшую роль в развитии подростка играет социальная среда, которая его окружает. Именно от нее зависит длительность, характер и выделение подросткового возраста в особый этап развития.

Психологи говорят о том, что для понимания закономерностей психического развития подростка следует учитывать пространство человеческой культуры, и акцентируют внимание на роли социализации в развитии подростка.

Физиологические новообразования подросткового возраста. Чаще всего начало подросткового возраста связывают с наступлением пубертата. В соответствии с возникновением этих процессов начало подросткового возраста у девочек колеблется от 11 до 14,5 лет, а у мальчиков от 13 до 16 лет.

 

Особенности социализации в подростковом возрасте.

Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и процессе социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Но нельзя говорить о желании подростка полностью отделить себя от семьи. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое стараются дать родители и от которого хочет "отделаться" подросток, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Поэтому поведение подростка во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяет отношение к родителям и способ взаимодействия с ними.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он чаще притязает на определенные права, чем стремится принять на себя обязанности. Поэтому для освоения подростком новой системы отношений важна аргументация требований, исходящих от взрослых, а их навязывание, как правило, отвергается. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямопротивоположное. Изменчивость настроения ведет к неадекватной реакции подростка.

Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых, т.к. имеются свои понятия о кодексе чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушения данного слова, эгоизм, жадность и т.п..

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом (податливостью на давление) в подростковой группе. Группа создает чувство "Мы", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. А интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, а также к развитию рефлексии и способности к идентификации. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя.

 

Особенности развития самосознания в подростковом возрасте.

Развитие самосознания в данном возрасте является продолжением целостной онтогенетической линии становления самосознания личности. В основе феномена подросткового самосознания лежит становление психосоциальной идентичности, то есть формирование чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства

Физиологические изменения в пубертате требуют построения нового телесного Я. Новый образ тела ускоряет смену психологических позиций, которую совершает подросток, а наступление физиологической зрелости, ставшее очевидным и для самого подростка, и для окружающих, делает невозможным сохранение детского статуса. Подростковое беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано с субъективной половой конформностью (податливостью), то есть с желанием выглядеть адекватно своему полу. Установлено, что и у юношей, и у девушек половые стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности, а значит и на общий уровень самооценки. Также можно отметить влияние физиологического взросления на формирование "чувства взрослости".

В подростковом возрасте проявляется актуализация восприятия себя самостоятельным субъектом, которая выражается в появлении "чувства взрослости".

Важнейшее место в развитии самосознания приобретает рефлексия (познание) подростком себя и других. Возникновение способности к рефлексии связано с развитием мышления. Подростковая рефлексия, хотя и поднимает подростка на очень важную ступень его возможностей, отличается свободной ассоциативностью, так как мысли текут по разным направлениям в зависимости от состояния на данный момент. Целостность рефлексии в этом возрасте придает направленность подростка на самого себя. Подросток углубленно изучает самого себя, открывает свой внутренний мир, который доступен только ему самому, в котором подросток самостоятелен. Благодаря рефлексии, происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Адекватность самооценки играет важную роль в межличностных отношениях подростка. Интересно то, что оценка своих качеств подростком производится с точки зрения осознания своей взрослости, то есть происходит соотношение себя с "эталоном взрослости". Самооценка является рычагом саморегуляции, а значит поведение подростка зависит от степени адекватности восприятия себя. Самооценка регулирует и восприятие других людей, создавая избирательность восприятия и внимания при их оценивании.

Подросток живет настоящим, но для него большое значение имеют его прошлое и особенно будущее. Распространение представлений подростка на сферу возможного будущего можно выделить как один из определяющих признаков подростка. Мир его понятий и представлений переполняют не оформленные до конца теории о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общество.

 

Когнитивное (познавательное) развитие в подростковом возрасте.

В этом возрасте все большее значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. Подросток психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Именно в этом возрасте вырабатывается формальное мышление, то есть подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией, может действовать в логике рассуждения. Подросток делает гигантский шаг в своем развитии, когда начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не только на очевидное. То, насколько быстро подросток выходит на уровень теоретического мышления, определяет глубину понимания учебного материала и развитие интеллектуального потенциала. Однако в реальной жизни многие подростки продолжают оставаться на уровне конкретного мышления, что может быть обусловлено особенностями индивидуального развития. Но скорее всего через некоторое время подросток преодолеет этот уровень. В современных условиях подросток имеет свободный доступ также к виртуальным реальностям, которые в зависимости от условий использования могут оказывать как позитивное так и негативное влияние на способность устанавливать смысловые связи в окружающем мире.

Как правило, в подростковом возрасте внимание, память, воображение уже вполне подчиняются ребенку. У подростка меняется доминирующий механизм запоминания, им становится смысловое запоминание. Воображение в подростковом возрасте может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. События, происходящие в воображаемом мире, опосредованны образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры - они воздействуют на личность подростка со всей своей определенностью. Но подросток субъективно по своей воле управляет обустройством своего внутреннего мира. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность.

Развитие речи в подростковом возрасте характеризуется расширением богатства словаря и усвоением множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток, в зависимости от стиля общения и личности собеседника, способен варьировать свою речь. Таким образом, каждый собеседник как носитель языка предлагает свой состав употребляемых слов, значений и смыслов.

 

Специфика конфликтов в подростковом возрасте.

Исследования этнографов первой половины 20-го века позволили сделать вывод о том, что именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса и конфликтов, а также характер самого перехода от детства к взрослости.

В современном обществе конфликты, возникающие у подростков, связывают с возрастной спецификой. Это и изменение объективного положения подростка в жизни, и обновление его мотивационно-ориентационной сферы, и противоречие между возвышением его потребностей и ограниченностью средств их удовлетворения, и утверждение своего Я.

Подростковый возраст является этапом развития личности, подразумевающим как личностные, так и социальные изменения. Внутриличностные конфликты подросткового возраста связаны прежде всего с особенностями развития самосознания в этот период. Приблизительно в 12 лет внимание ребенка начинает обращаться к собственной личности. Но разобраться в себе сразу и до конца может не каждый взрослый, а подросток только учится рефлексии. Результат самоанализа фиксируется в самооценке, которая проходит резкие перепады в зависимости от роста или падения объективности. Неадекватно завышенная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неспособностью реализовать завышенные притязания и требования к себе. Неадекватно заниженная самооценка может привести к внутриличностному конфликту в связи с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, а значит недовольство собой. Важна также оценка своих качеств с точки зрения взрослости, в которую вступает подросток. Соотнесение себя с "эталоном взрослости" также может привести к внутриличностному конфликту, если на данный момент подросток находит слишком много несоответствий. Таким образом, подвижность "Я-концепции" индивида в подростковом возрасте имеет тенденции вызывать внутриличностные конфликты. Выход из внутриличностного конфликта может иметь форму аутоагрессии или агрессии, направленной вовне, что может стать причиной межличностных конфликтов, а иногда и дивиантного поведения.

Внутриличностные конфликты могут являться одной из причин возникновения межличностных конфликтов, они могут являться внутренней позицией субъекта конфликта. Так, например, за внешне агрессивной позицией подростка может стоять потребность в признании, в уважении, необходимость поддержания значимости своего Я, неосознаваемая им самим. Одновременно завышенные требования подростка на восприятие себя окружающими очень часто встречается с заниженной оценкой возможностей подростка со стороны взрослых. В современном обществе дети и взрослые представляют две разные группы и имеют разные обязанности права и привилегии. Причем многие нормы фиксируют несамостоятельность ребенка, его подчиненное положение. Появление у подростка "чувства взрослости", возникающее вследствие физического и психического созревания, открывает возможность претендовать на новые права и привилегии, причем чаще всего он не готов принимать на себя и обязанности взрослых. Подросток одновременно старается походить на взрослых внешностью, поведением и в то же время он противопоставляет себя как самостоятельную личность, имеющую равные со взрослыми права. Такие претензии подростка встречаются с нежеланием, неготовностью взрослого оставить свое доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. В семьях родители чаще всего не могут изменить стиль воспитания ребенка, в школе подросток имеет более низкий, как это часто воспринимают учителя, статус ученика. Такие несовпадения притязаний, неприемлемость старого стиля взаимодействия и несовместимые потребности приводят к возникновению межличностных конфликтов. Протест и неподчинение подростка являются средством, при помощи которого он хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым. Таким образом, можно сказать, что основными причинами возникновения межличностных конфликтов в подростковом возрасте являются внутриличностные конфликты самих подростков и встреча притязаний подростка на положение взрослого с неготовностью взрослых воспринимать его как равного.

Межгрупповые конфликты в подростковом возрасте также имеют свои специфические черты. Различные субкультуры групп (фанаты "Спартака" и ЦСКА). Одной из проблем динамики развития конфликтов в подростковом возрасте является неготовность подростка искать пути конструктивного разрешения конфликта и нежелание, а часто и неумение взрослого воспринимать подростка как партнера для решения конфликта . В результате накапливаются неразрешенные конфликты, а значит и эмоциональная напряженность, которая стремится быть отреагированной.

В рубрике ”Советы социального педагога” использованы материалы современных учебников, журналов по психологии, предназначенных для студентов. Система таких материалов помогает овладевать специальными знаниями, что особенно важно для студентов, а также полезно для самостоятельного изучения.

 

Документы необходимые для получения социального стипендии

Справка с места учебы

Справка о доходах членов семьи

Справка о составе семьи

Справка о получении стипендии за 3 месяца (студентам 1 курса не нужно).

 

Все документы необходимо отнести в отдел социальной защите по месту жительства.



  Яндекс.Метрика   отчет по мониторингу сайта   Книгафонд

Main menu 2

OGK